Геральдические символы – гербы – Донецкой области по праву почти все можно отнести к технической геральдике. Сложно найти еще одну область, где на гербах было бы изображено столько техносимволов: молотки, шестеренки, разводные и прочие ключи, ЖД колесные пары, карандаш, якоря, копры, кауперы и прочее, прочее, прочее…
Есть на гербах и промышленные пейзажи. На гербе Енакиево — «Старопетровская домна». Даже трактор дважды Героя Социалистического Труда Прасковьи Ангелиной на гербе Старобешевского района.
«Вишенка на торте» — герб Донецкой области. На гербе изображена пальма, выкованное из рельса в конце XIX века кузнецом Алексеем Ивановичем Мерцаловым с помощником-молотобойцем Филиппом Федотовичем Шкариным.
Так сложилось, что геральдика Донецкой области подверглась нескольким «геральдическим реформам», но технотемы в ней присутствовали всегда.
Давайте начнем с самого начала.
Как все начиналось
Первый герб у будущей Донецкой области появился в 1745 г. Он был составлен для знамени Бахмутского батальона. Город Бахмут ныне именуется Артемовском.
В Российском государственном историческом архиве (РГИА) хранится Жалованная грамота «Воронежский герб Бахмутского батальона».
Под рисунком герба на Жалованной грамоте надпись: «На красном поле две золотые пушки, из коих на верхней сидит белая птица, а под ними, под зеленою горою и на зеленой земле деревянный соляной магазин».
Указание «Воронежский герб» связано вот с чем.
С 1725 по 1765 гг. Бахмут входил в состав Воронежской губернии. Этим и объясняется присутствие символики губернского герба в гербе Бахмутского батальона. Орел, сидящий на пушке, вокруг которого стрелы молний и девиз: «Ни того, ни другого не боится», изображался на знаменах воронежских полков. Нижняя часть герба – уже чисто бахмутский символ солеварения.
Известно, что Изюмский, Рыбинский, Харьковский слободские и Бахмутский казачий полки еще с 1732 г. использовались на солеварнях Бахмута. Поэтому появление символа, связанного с солеварением, на знамени Бахмутского батальона в 1745 г. вполне закономерно.
«Божиею поспешествующею милостию мы, Екатерина Вторая, императрица и самодержица Всероссийская, Московская, Киевская, — далее идет перечисление еще 37 земель и краев – и иных наследная государыня и обладательница» 21 апреля 1785 г. для регламентации правового статуса «городских обывателей» Высочайше утвердила «Жалованную грамоту городам» [1].
В разделе «А. Городовое положение»» в статье 28 указано:
«О городовом гербе. Городу иметь герб, утвержденный рукою императорскаго величества, и оный герб употреблять во всех городовых делах.
Примечание. В жалованных грамотах включается в сем месте настоящий герб того города, красками изображенный, а внизу описание герба.»
После этого множество российских городов получили гербы как символ городского самоуправления, а не как эмблему для полка, расквартированного в данном городе.
Свой первый, уже городской герб, Бахмут получил в один день — 29 июля (2 августа по н.с.) 1811 г. – вместе с другими гербами Екатеринославского наместничества: Екатеринославом, Мариуполем. Александровском (Запорожьем), Ростовом-на-Дону и Славяносербском.
Если герб Мариуполя возвеличивал славные победы Российской державы: «Над серебряным полумесяцем, стоящим в черном поле, вознесен восьмиконечный золотой крест, в голубом поле, в знак Всемилостивейшего принятия из-под ига магометанского под сильную защиту Российской державы, вышедшее из Тавриды, азийское христианство», то герб Бахмута был техногербом: «Между зеленым и черным полем, изображен химический знак соли, бывшей поводом основания города Бахмута». [2]
Некоторые геральдисты считают, что в гербе изображен не химический, а алхимический знак соли. В разных странах алхимики пользовались разными знаками. Так соль могла обозначаться кругом с горизонтальной перекладиной или кругом, увенчанным полумесяцем и буквой «Т». На современных физических картах поваренную соль обозначают «кубом белого цвета, положенного в перспективу».
Для Донецкой области периода Российской империи был разработан еще один герб. И он тоже имел техносимволы.
Проекте данного герба был обнаружен сотрудниками Славянского городского краеведческого музея в фондах Центрального государственного исторического архива СССР (ныне Российский государственный исторический архив – РГИА). На одном листе обнаруженного документа было дано черно-белое изображение проекта герба заштатного города Славянска, на другом – записка Управляющего Гербовым отделом Герольдии о том, что он «полагает изобразить в гербе сего города славянский крест, сопровождаемый двумя серебряными ромбами, что указывает на соляную промышленность города». Здесь же было представлено описание герба: «В черном щите золотой славянский крест, сопровождаемый двумя серебряными ромбами. В вольной части – герб Харьковской губернии. Щит украшен червлёною башенною короною о трех зубцах о окружён двумя золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою» [3].
Проект датировался июлем 1867 г., но утвержден он не был. Это связано с началом геральдической реформы в России.
После Октябрьской революции наступила «первая геральдическая реформа» в Донецкой области – городские гербы были отменены. И в области и по всему Союзу.
По какой причине это было сделано неизвестно. У геральдистов существует такая легенда:
«В постановлениях от 1 марта и 28 августа 1924г. Моссовет примерно начертал схему, которая легла в основу герба Москвы, утвержденного Президиумом МСРККД 22 сентября 1924 г. 27 февраля 1925 г Президиум Моссовета утвердил единый герб Москвы и Московской губернии.
Некоторое время этот герб применялся «при необходимости обозначить принадлежность имущества Московскому Совету, Губ. Испол. Ком-у, его отделам, учреждениям и предприятиям». [4]
Рисунок этого герба Москвы принесли на утверждение тов. Сталину. Он одобрил рисунок. После этого авторы рисунка поинтересовались: «Нужно ли остальным города Советского Союза разработать гербы»?
Ответ был приблизительно таков: «Ненужно устраивать конкуренцию между городами. У нас весь народ советский. Поэтому города должны быть все одинаковы. Гербы советским городам не нужны».
Был ли такой разговор на самом деле неизвестно, но о городских гербах в Союзе «забыли» надолго.
«Вторая геральдическая реформа» наступила во второй половине 60-х годов прошлого века.
По какой причине вдруг горисполкомы начали заказывать разработку рисунков гербов с последующим их обсуждением и утверждением на сессиях горисполкомов неизвестно.
Многие историки геральдики этот «феномен» связывают с выпуском московским Экспериментальным творческо-производственным комбинатом (ЭТПК) серии значков с гербами городов Российской империи. У коллекционеров значков эта серия получила название «Стандарты». Значки выпускались малыми тиражами. Например, значок с гербом города Великие Луки был выпущен тиражом всего 10000 экземпляров. Для Советского Союза это означало, что значок вообще не выпускали.
Значки получили большую популярность. Было принято следующее решение:
— Матрицы с ЭТПК после выпуска малотиражной серии (от 5 до 20 тыс. экз.) передавали на комбинат «Русский сувенир», где выпускались крупные тиражи (до 150 – 200 тыс. экз.). Эта серия значков получила название «Квадраты». Эмблема комбината на обратной стороне значка имела квадратную форму. [5]
Очень многие председатели горисполкомов познакомились с геральдикой именно благодаря этим значкам. Поэтому у многих городов стали появляться гербы с «планкой с названием города» над гербом. Все выпускаемые значки и «Стандарты», и «Квадраты» имели такие планки. Это нужно было для того, чтобы жирели СССР знали «чей это герб». А председатели горисполкомов думали, что «планка с названием» — так положено по законам геральдики.
В последствии очень много сил геральдисты потратили на то, чтобы изжить это досадное недоразумение.
Давайте вернемся к «Стандартам». Есть небольшая нестыковка. Проект первого «Стандарта» был утвержден худсоветом ЭТПК 13 мая 1968 г., а у многих городов Советского Союза к тому времени уже появились новые гербы. Вот примеры:
— В декабре 1966 г. был объявлен открытый конкурс на проект герба Киева. Герб был утвержден 22 августа 1969 г на III сессии XII созыва Киевского горисполкома;
— 12 февраля 1969 г был утвержден герб Севастополя;
— 14 января 1969 г был утвержден герб Кировограда;
— 16 октября 1967 г был утвержден герб Одессы;
— 17 ноября 1966 г был утвержден герб Никополя.
— 12 декабря 1968 г был утвержден новый герб Ялты.
Это только небольшой перечень городов Новороссии и Крыма, которые в конце 60-х получили новые гербы. Донецкая область не осталась в стороне.
Бюро Донецкого обкома КП Украины и исполкома областного Совета депутатов трудящихся 31 января 1967 г. издало Постановление №64 «О гербах городов и районов Донецкой области» [6]:
«В гг. Донецке, Жданове, Краматорске объявлен конкурс на создание своей постоянной эмблемы, современного герба, который будет отражать особенности и характер производства и быта населения города, его героические, трудовые и ратные подвиги, исторические и культурные памятники, яркие страницы революционных событий.
Герб города сыграет важную роль в коммунистическом воспитании населения, будет использоваться для оформления помещений городских, научных и культурно-просветительских учреждений, предприятий и организаций, на различных архитектурных сооружениях, при въездах в город, на городском транспорте – автобусах, трамваях, троллейбусах, а также будет одним из лучших памятных подарков – сувениров города.
Бюро Донецкого обкома КП Украины и исполком областного Совета депутатов трудящихся ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Одобрить инициативу общественных организаций гг. Донецка, Жданова, Краматорска по созданию геральдического знака – герба города…»
Это постановление послужило катализатором «второй геральдическая реформа» в Донецкой области. Временной интервал «реформы» с 1967 по 1988 гг. За это время было разработано 13 проектов гербов для городов Горловка, Дебальцево, Донецк, Доброполье, Енакиево, Константиновка, Краматорск, Красный Лиман, Макеевка, Мариуполь, Славянск, Снежное и Ясиноватая. В горисполкомах Дебальцево, Красного Лимана и Славянска проекты не утвердили, но рисунки использовали в наглядной агитации.
Существует еще один герб в Донецкой области, которые никогда гербом не был, но использовался как герб города.
Истории разработки проектов для всех вышеуказанных гербов не очень интересны. Зачастую это была обычная конкурсная рутина.
А вот три истории стоит рассказать.
Как принимали первый герб Донецка
6 июня 1968 г на заседании исполкома Донецкого горсовета среди прочих вопросов рассматривали и вопрос об утверждении герба столицы Донбасса. По этому поводу выступило немало важных должностных лиц: главный архитектор города В. П. Кишкань, заместители председателя горисполкома А.С.Климов и В.П. Олейникова, секретарь президиума областного совета профсоюзов И.М. Синявский, секретарь исполкома горсовета А.И. Беленко, прокурор Донецка В.М. Артемов, председатель Горплана И.Е. Верховский, начальник комбината «Промстройматераилы» В.И. Минин. Завершающую речь сказал председатель исполкома горсовета Василий Миронов.
В результате было решено «утвердить протокол жюри конкурса от 14.02.1968 г и утвердить окончательный вариант герба города, разработанный скульптором Бринь Л.А.». В этом же Решении указано, что «за счет местного бюджета выделено 400 руб. для выплаты присужденных премий за лучшие проекты и 350 руб. для изготовления эталона герба, который затем должны были передать на вечное хранение секретарю исполкома горсовета». [7].
К сожалению, когда и куда подевался эталон первого герба Донецка, сегодня в горисполкоме никто не знает. По всей видимости, образец символа столицы Донбасса затерялся уже после развала СССР.
Сохранилось его описание [8]:
«Изображение выполнено в форме традиционного древнерусского щита – пятигранника.
Могучая волевая рабочая рука, крепко держащая высоко поднятый молот, олицетворяет мощь и величие рабочего класса, утверждающего идеи коммунистического строительства. Рука и молот исполнены ы виде скульптурного рельефа на меди. Рельефная пятиконечная звезда из меди в правом верхнем углу щита указывает, что город получил развитие в годы Советской власти.
Нижнее поле щита черного цвета означает богатые природные запасы и интенсивную разработку каменного угля, верхнее поле серебристо-стального цвета символизирует бурное развитие сталелитейной промышленности. Изображение обрамлено по контуру щита рельефным медным кантом, черное и серебристое поле разделены горизонтальным рельефным кантом меньшего сечения.
Соотношение сторон пятигранника верхней к двум боковым и двум нижним равно соответственно 1,0 : 1,22 и 1,0 : 0,6. Соотношение верхнего и нижнего полей по вертикальной оси равно 1,0 : 1,3.»
Июньское решение горисполкома 1968 г стало завершающим этапом появления герба в Донецке.
Стоит немного рассказать о том, как конкурс проходил.
Варианты герба Донецка должны были присылать в адрес конкурсной комиссии до 1 августа 1967 года. Принимать участие в этом престижном конкурсе могли не только художники, графики, архитекторы, скульпторы, но и просто все желающие. 14 февраля 1968 года во время своего заседания жюри подвело итоги. [9]
С докладом выступил тогдашний главный художник Донецка М. Семигин.
Было решено присудить первую премию (200 руб.) проекту под девизом «Серебряный круг», две вторые премии (по 100 руб.) — проектам под девизами «Солнце» и «Юг». Третьи премии не присуждались ввиду слабого решения остальных проектов. При этом автору первой премии было предложено доработать вариант герба, для чего он должен был привлечь к работе скульптора Донецкого художественного комбината.
Жюри также сообщило, что в установленный срок в конкурсную комиссию поступило 43 эскиза герба и дополнительно было предъявлено еще три проекта. Все они прошли экспертизу в областном управлении по делам строительства и архитектуры (эти рисунки пока не удалось обнаружить в архивных документах, что очень странно).
Представленные проекты четко подразделялись на три группы. Первая группа — 17 проектов, авторы которых изобразили символ города в форме древнерусского щита. Авторы второй группы (7 проектов) использовали форму, напоминающую государственный герб, с применением довольно сложных геральдических элементов. Третья группа (21 проект) — символ города в форме значка-сувенира, в большинстве случаев с надписью «Донецк».
Жюри отметило: «Слабый уровень художественного решения большинства проектов объясняется недостаточным участием в конкурсе художников-профессионалов, архитекторов, скульпторов». По мнению специалистов, дававших оценку присланным эскизам герба, в них не были учтены основные правила геральдики и не отражены характерные черты города Донецка.
Так или иначе, но после вскрытия девизных конвертов оказалось, что авторами премированных проектов являются:
1-я премия — архитектор Георгий Владимирович Эттинг;
2-е премии — группа авторов (фамилии не были указаны) Центрального конструкторско-технологического бюро по и работник Донецкого художественно-производственного комбината Владимир Ильич Хандурин.
И теперь самое удивительное…
Георгий Владимирович Эттинг является автором идеи руки с молотом, которая стала центральным объектом гербе Донецка. А Леонид Артемович Бринь только доработал проект Эттинга. В чем заключалась доработка – неизвестно. Эскиз Эттинга не сохранился.
По каким-то неизвестным причинам (вряд ли мы узнаем их по прошествии стольких лет) во всех официальных справочниках и энциклопедиях автором герба значится только один человек — скульптор Леонид Бринь. Поэтому понятно, что для самого члена Союза архитекторов СССР Георгия Владимировича Эттинга и его семьи все эти годы тема герба Донецка остается очень больной.
На Третьем Всесоюзном слете геральдистов герб Донецка в конкурсе на лучший городской герб получил первое место в разделе «Промышленные города».
«Старопетровская домна» на гербе
5 марта 1967 г был объявлен конкурс на лучший эскиз герба города Енакиево. Конкурсная комиссия получила 144 проекта, причем много работ прислали школьники. В июне того же года были подведены итоги конкурса. Первую премию присудили группе художников под руководством Георгия Александровича Андриенко, в которую входили А.Д. Чутчев, А.А. Уткин и А. Панасенко. [10]
А дальше происходит совершенно непонятная история, часть которой рассказал Георгий Александрович Андриенко.
Как указано в протоколе №12 заседания исполкома Енакиевского горсовета от 28 июня 1967 г, по итогам открытого конкурса на проект герба города второй премии и по 25 советских рублей удостоены А.А. Савка, А.Д. Уткин и А.А. Чутчев, третей премии и по 10 рублей – Н.А. Куприянов и А.Ф. Дуванов. О первой премии в решении не упоминается.
А куда делись Андриенко и Панасенко? Почему Уткину и Чутчеву вместе с Савкой дали вторую премию, хотя у Савки был собственный проект герба, который не имел никакого отношения к проекту Андриенко? Почему так произошло – этого никто не может объяснить.
Ни один проект, представленный на конкурс, как герб Енакиево утвержден не был.
И, когда через 23 года, городской совет решил утвердить герб города, в решении №399 от 18 июля 1990 г авторами герба были указаны те, кому в 1967 г, согласно решения №12, была присуждена вторая премия.
Наверное, стоит рассказать о том, каким должен быть настоящий герб Енакиево.
Георгий Александрович Андриенко родился и вырос в Енакиево. За дипломом техник-строитель, он уже не одно десятилетие работает дизайнером в отделе проектно-конструкторских разработок механизации и автоматизации Енакиевского металлургического завода. Сколько себя помнит – рисует акварелью, гуашью, маслом, пастелью. Его глубокое убеждение: художник – не профессия, а состояние души.
Идея создания герба города Георгия Александровича захватила полностью. В основу проекта им была положена история возникновения города.
В 1858 г на берегу речки Савки, вблизи поселка Корсунь, был построен казенный чугунный завод с одной доменной печью. Автором проекта домны был российский инженер А. Ф. Мевиус. Завод назвали Петровским. А после введения в строй еще одного завода с таким самым именем, старый завод стали называть «Старопетровским». На этой доменной печи на протяжении нескольких лет успешно проводили экспериментальные плавки на минеральном топливе – местном каменном угле. То есть, именно Старопетровская доменная печь положила начало развитию металлургии на местном угле.
Эта печь просуществовала до 90-х годов прошлого века. А потом ее разрушили – памятники истории никому не нужны.
Силуэт именно этой домны Андриенко решил использовать как основную фигуру герба. И нарисовал ее на гербе так, чтобы она максимально походила на оригинал. Даже фундамент изобразил частично разрушенным.
Вот как описал герб сам автор: «Центральным образом герба является первая домна Старопетровского опытного завода, на которой в 1862 г впервые в Отечестве был получен качественный чугун на местном минеральном топливе. Цвет ее красный — цвет огня. Фоном для нее есть уголь Донецкого бассейна, трактованный как черное золото. Щит герба делится на 2 части по диагонали, с верхнего левого до правого нижнего. Левая часть – черная, правая – золотая, а в центре домна, обведенная черной тонкой полосой, проходящей по золотой части. Щит французский окаймлен полосой лазурного цвета, вверху надпись белым «Енакиево» — выполненная рубленым шрифтом».
Как всегда, времени оставалось мало. Поэтому Андриенко привлек к изготовлению эскиза герба своих товарищей. Так появился творческий коллектив. Эскиз герба был изготовлен и подан на конкурс. Рисунок герба занял первое место.
Конкурс провели, а герб в 1967 г не утвердили, но на городских въездных стелах его разместили. Разместили именно герб, разработанный Андриенко.
Гербы для стел сделали из стальных листов, на которые наварили из полос контур домны. Стоит заметить, что рисунок домны был очень упрощен.
Домну покрасили желтой краской, а верхнее поле – коричневой. Ибо такие краски были у строителей.
И снова начинаются превратности судьбы…
Через два года активисты Донецкого клуба коллекционеров при поддержке областного производственно-технического управления «Союзпечать» инициировали изготовление значков с изображением гербов городов Донецкой области.
Получить копию решения об утверждении герба в наше время очень сложно. А в советское время это было невозможно. Все документы исполкомов были с грифом ДСП. Как, в прочем, и документы всех советских учреждений.
А если решения об утверждении вообще не существовало? Решили очень просто. Раз на городских въездных стелах изображены гербы городов, то, значит, и у Енакиево есть герб. Никто и не знал как выглядит герб на самом деле.
Значок сделали с золотой домной и коричневым верхним полем. А автора герба обвинили еще и в незнании правил геральдики.
Через то, что оригинал проекта герба практически никто не видел, а значок имел почти каждый житель города, то значок стал эталоном герба Енакиево с рисунком и цветами совсем не похожими на оригинал. В этом виде герб просуществовал 23 года.
Потом «значок стал гербом», а специалисты-геральдисты «перекрасили» верхнее поле в черный цвет. Такой рисунок и описание герба стали перекочевывать из статьи в статью.
В 1990 г принято решение об утверждении герба. Утвердили только описание:
«Изображение герба исполнено в трех цветах: на золотисто-черном фоне, который символизирует «черное золото» нашего края – каменный уголь, расположен силуэт Старопетровкой доменной печи черного цвета…» Изображение герба утверждено не было.
Текст решения был размещен на сайте города Енакиево. Но никто не стал читать это описание. И далее продолжают писать: «Щит скошен справа красным и черным. В центре – золотая домна».
В этой статье приведен рисунок герба, который нарисовал Георгий Александрович Андриенко. Его рисунок существует. Хранится он в Енакиевском краеведческом музее.
Герб, которого не было
«Развитие угольной, металлургической и иных отраслей промышленности Донецкой области в годы первой пятилетки требовало мощной энергетической базы. В июне 1929 г Советским правительством было принято решение о строительстве в Донбассе электростанции мощностью 44 тыс. кВт. Определили наиболее пригодное место для строительной площадки – вблизи села Зуевки на месте хутора Дубовка, вниз за течением речки Крынки.
В декабре 1929 г сотни юношей и девушек прибыли в степь, к берегу тихой речки. Это были строители Зуевской электростанции – одной из наиважнейших строек первой пятилетки…
В апреле 1930 г в долине реки Крынка началось рытье котлована под главный корпус Зуевской ГРЭС. На левом берегу реки строились бараки. В них в первую очередь поселяли семейных. Те, кто помоложе, сооружали шалаши из досок и соломы, рыли землянки. А рядом с будущим главным зданием станции уже закладывались фундаменты жилых домов, строился «каменный» городок — основа будущего города энергетиков ЗуГРЭСа.» [11]
Со временем написание названия города было упрощено и город стал называться Зугрэс. Статус города районного подчинения он получил в 1938 г.
А через 50 лет в 1979 г администрация города Зугрэс решила торжественно отметить начало строительства и электростанции, и города. В рамках празднования приняли решение соорудит монументальную въездную стелу в город.
Проект стелы поручили разработать строительному отделу Зуевского энергомеханического завода. Удивительно, но зуевский завод расположен в Зугрэсе. Руководил работой инженер Петр Николаевич Шиш.
К концу 70-х в области уже много городов имели свои гербы. И, как следствие, на въездных стелах были размещены их рисунки.
Петр Николаевич, зная, что у Зугрэса нет герба, решил на стеле разместить «символ города в виде герба». Он разработал барельеф в виде герба на французском щите.
Вот что Петр Николаевич рассказал о символике барельефа:
— В выборе элементов для рисунка я исходил из следующих соображений: «Электрическая лампочка – символ Зуевской ГРЭС – первенца ГОЭЛРО; часть обода зубчатого колеса указывает на Зугрэский электромеханический завод; шиповидные пояса – это река Крынка, на берегах которой построен город».
В комплекте конструкторской документации на стелу описания «герба» нет. Были указаны только цвета красок, которыми нужно было покрасить барельеф. [12]
Стелу построили. Барельеф красить никто не стал. Утвердить рисунок барельефа как герб города никто даже и не подумал. И жизнь потекла своим чередом…
И вот здесь наступает самое удивительное. Раз на въездной стеле размещен барельеф в виде герба, то многие посчитали что это и есть герб города.
Сначала появился коллекционный значок с гербом Зугрэса. Потом рисунок стал появляться в малочисленных статьях по геральдике того времени как герб Зугрэса. Со временем рисунок стали употреблять в наглядной агитации и в самом городе… Никто даже не поинтересовался: «А действительно ли это герб Зугрэса»?
Так продолжалось почти восемь лет. Только 26 ноября 1986г рисунок был утвержден как герб города.
Его описание в решении об утверждении «далеко» от геральдических правил:
«Щит герба стандартный. Поле щита голубое с серебряной вершиной. В центре поля изображена золотая электрическая лампочка с черным цоколем и красной нитью накала. Справа к лампочке примыкает черный сегмент шестерни. Лампочка и шестерня разделены тонкой серебряной полосой. От лампочки во все стороны расходятся золотые лучи. Под лампочкой три серебряные чешуйчатые линии зубцами вверх. В вершине красная надпись — «Зугрэс». Контур щита золотой».
Вот так получилось, что Петр Николаевич хотел сделать красивую въездную стелу, а разработал городской герб, который долгое время и гербом то не был…
Заключение
«Третья и четвертая геральдические реформы» в Донецкой области полностью изменили геральдический стиль муниципальных символов. Гербы стали более классическими. Но технотемы по-прежнему присутствовали во многих гербах. Главным гербом здесь стал герб Донецкой области с пальмой Мерцалова.
После освобождения временно оккупированной территории Донецкую Народную Республику ожидает новый этап «геральдической реформы» — замена гербов, утвержденных Украинской властью на гербы, у которых нет символики, указывающей на принадлежность оных к Украине.
Но это уже темы следующих статей.
Мартыненко Владимир Краевед, Заслуженный член
Российского геральдического общества
Жаров Анатолий Журналист, краевед
Сидоров Анатолий Профессор
Литература
1. 16.188. — Апрѣля 21. Грамота на права и выгоды городамъ Россiйской Имперiи — Текст : непосредственный // Полное собранiе Законовъ Россійской империи, съ 1649 года. Томъ XXII. 1784 — 1788. // Печатано въ Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. — 1830. — С. 358-384.
2. Винклер, П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесенные в полное собрание законов с 1649 по 1900 год / П.П. фон-Винклер : ; составитель, автор вступительной статьи и примечаний П.П. фон-Винклер — Санкт-Петербург : Издание книгопродавца Ив. Ив. Иванова, Типография И.М. Комелова, -Алфавит. указ. : с.214-222. — 1900. — Текст : непосредственный.
3. РГИА Ф-1343. Оп.15. Д.240. Л.6163. «Группа четвертая. О местных гербах. Харьковской губернии и ее городов».
4. Либерман, Д.В. Герб Москвы // Газета «Вестник геральдиста». — №1. — 1990. — С.5.
5. Сметанников, И.С. История «стандартных» гербов // Журнал «Гербовед». — №1. — 1992. — С.48-61.
6. ГАДНР Р-2794. Оп.3. Д.1554. Л.368-369. «Постановление №64 Бюро Донецкого обкома КП Украины и исполкома областного Совета депутатов трудящихся от «31» января 1967 г. «О гербах городов и районов Донецкой области».
7. ГАДНР Р-2794. Оп.3 Д.191. Л.70 «Решение №12/203 от «6» июня 1968 г. «Об утверждении герба города Донецка».
8. ГАДНР Р-2794. Оп.3 Д.192. Л.162 «Положение о гербе города Донецка».
9. ГАДНР Р-2794. Оп.3 Д.192. Л.159-161 «Решение жюри конкурса на проект герба города Донецка».
10. Енакиевский краеведческий музей Ф-(б/н). «Материалы конкурса на эскиз герба города Енакиево».
11. Донченко, В.И. Стахановцы Зуевской электростанции / В.И. Донченко ; под ред. Г.А. Юденич. – М. ; Л. : Гл. ред. энергет. лит., 1935. – 76 с.
12. Архив ООО ЗЭМЗ «Стела въездная. Комплект конструкторской документации».